?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

мой комментарий

комментарий вот к этому: https://hroniki-paisano.livejournal.com/113047.html


Логическое обоснование морали (то есть нравственности, вопроса о добре и зле, будем точны) есть у Гегеля. в "Науке логики".

Гегель Канта преодолел и пошел дальше и на все вопросы ответил. Включая основной вопрос (западной) философии о соотношении бытия и познания.

Другое дело, что Гегеля тяжело читать, тяжело понять и переведен он на все языки плохо.

Что касается метафизики, то Гегель ее сохранил и преодолел диалектикой.

Повторюсь, Гегеля понять очень тяжело (чтение "Науки логики" - это тяжелый труд), потому что невозможно без знания немецкого, перечитывания каждого абзаца до чистоты понимания и самостоятельных размышлений над тем, что он пишет. Кроме того, ответ, который он дал, не понравился "философам", которые были после него, так как при этом ответе совершенно невозможно вопрос о Боге замусолить, обойти или оставить без ответа. Поэтому эти "философы" пошли назад, к Канту, в неокантианство, в постмодернизм (агностицизм+релятивизация всего и вся) и так далее. Вся история западной (западно-европейской) философии после Гегеля - это история паллиативной философии, попытка не-философствовать с умным видом.

Фактически, Гегель пришел примерно туда, к тем основаниям, которые провозвещало троичное богословие Григория Паламы уже в 14м веке. Григорий Палама: "...Бог - и выше таковых, и не является чем-либо из таковых, но [мыслится] по превосходству [над таковыми]: ибо существует катафатическое, апофатическое и гиперохическое богословие, но они не противостоят друг другу. Если же кто дерзнет отрицать один вид богословия, прибегая к другому, как это случилось с вами, то запутается во всяком нечестии. Итак, Бог выше этого, но и этим также является по истине, хотя конечно сверхприродно"

Цитирую отсюда:

Георгий Факрасис. Диспут святого Григория Паламы с Григорой Философом. Философские и богословские аспекты паламитских споров. Пер. с древнегреческого Д.А. Поспелова; отв. ред. Д.С. Бирюков. - Святая гора Афон: Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеймонова Монастыря, Москва, 2009. - 200 с. Цитируемое располагается на страницах 57-59."

Подробнее о гиперохическом богословии и диалектике: https://atharwan.livejournal.com/36169.html

Мыслителей, которые Гегеля восприняли и пошли вперед, а не назад - очень мало. Это Маркс. Но он воспринял и использовал для создания первого тома капитала. Его специфический (не скажу что диалектический) материализм - это туфта.

Дальше это Лосев. И вот он повел философию действительно вперед, серьезно. Поставив вопрос о диалектике знака, символа. Единства бытия и познания в знаке. Диалектическая семиотика в "Диалектике мифа". И вот как раз у Лосева можно искать ответ на вопрос, поднятый в этом Вашем посте - вопрос о логическом, диалектическом, философском в мифологии и поэтике.

Кроме того, Лосев дал метод для религиоведения нерелятивистского (все одинаково полезны, но различаются) и не постмодернистского (всё есть одинаково ложь). Лосев преодолел вот это вот "ваше вскрытие мифологии есть просто другая мифология и всё есть лишь такая вот особая мифология". Лосев развил идею об абсолютной диалектике - абсолютной мифологии (дальше должна конечно когда-нибудь последовать и абсолютная поэтика), в которой каждая относительная мифология и относительная диалектика есть лишь ограниченный, конечный момент.